Журав над Мотлавой
Журав («журавль») над Мотлавой на самом деле делает вид города Гданьск с реки невероятным. Вид его очень узнаваемый и характерный. Ни одно фото речной панорамы не обходится без этого странноватого профиля, который напоминает то ли фигурку из «Тетриса», то ли скворечник для цапель.
История создания
Построили Журав в Средневековье всего лишь в качестве подъемного крана. Жизнь в порту города тогда бурлила и кипела, а грузооборот проходил здесь невероятный. На месте этого механизма, что был здесь в 1360-х годах, в современном виде Журав появился в 40-х годах 15 столетия.
Он сгорел в 1442 году, а через 2 года его восстановили. Журав являлся наиболее крупным краном Европы, каким является и сегодня. Он умел поднимать тяжести массой до 4 тонн на высоту 11 метров. Он помогал ставить на корабли мачты. Кран находился в специального мастера кранов и принадлежал городу. При этом, уже тогда Журав не был простым. Внутри внизу располагались речные ворота для судов небольшого размера, по бокам крана располагались прочные и приземистые башни для защиты из кирпича, оснащенные боевым орудием. Если что, Журав был готов дать отпор при атаке.
В 1858 году скончался последний крановый мастер, а в башни переместилась обувная мастерская, салон-парикмахерская и другие учреждения. В период II мировой войны конструкция крана из дерева целиком сгорела, а 60% кладки из кирпича было разрушено. Реконструкция была начала в 1956 году, а уже в 1962 году Журав передали под начало Морского музея.
Описание достопримечательности
Вечером и ночью контуры Журава подчеркнуты яркой подсветкой. Неподалеку отсюда располагаются наиболее «туристические» места города, которые нравятся гостям из стран Западной Европы. Кормят здесь ничуть не лучше, чем в остальных заведениях.
А еще на набережной, в нескольких шагах от крана, собраны лавки янтарных украшений. Здесь все несколько дороже, но вы отыщите в них необычные вещи с интересным дизайном.
Если зайти под кран и глянуть на заметную часть механизма снизу, то можно заметить канат из конопляного волокна, чья толщина с ногу, деревянные вороты и блочную систему. Нынешним людям сложно уложить это в голове, но всю эту механику приводили в движение ножным приводом. То есть простые рабочие порта налегали на рукояти, двигаясь вокруг воротов.
Часть музея
На сегодняшний день Журав является частью экспозиции Центрального морского музея, что сегодня занимает здания хранилищ приблизительного того же периода постройки только на другой стороне, на острове Оловянка. А недавно здесь рядом открыли Центр морской культуры. Здесь создана многоцелевая мультимедийная выставка с 60 стендами.
Внутри крана также открыта экспозиция, которая расскажет о работе крана и порта. Можно подниматься по деревянной узкой лестнице на верхнюю площадку, расположенную на высоте 27 метров и увидеть места каторжных трудов рабочих, посмотреть на красоту реки.